ФСБУ 25/2018: ответы на вопросы, разъяснения, рекомендации для арендодателя/лизингодателя

С 2019 года действует Приказ Минфина России  от 16.10.18 № 208н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», с отчетности за 2022 год этот стандарт обязателен к применению.
Привычная гражданско-правовая классификация по Федеральному закону от 29.10.98 №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» или главе 34 «Аренда» ГК РФ никак не будет влиять на отражение отчетности по ФСБУ 25/2018. Применение данного стандарта сторонами договора не зависит от того, на чьем балансе по договору учитывается имущество, — на балансе арендодателя (лизингодателя) или арендатора (лизингополучателя). Кроме того, стандарт вводит много новых понятий и определений. В своей практике мы сталкиваемся с разнообразными вопросами и задачами, которые необходимо решить лизинговым компаниям уже в этом году в связи с применением ФСБУ 25/2018, и очень часто требуется детальная комплексная проработка методологии, так как на многие вопросы ни стандарт , ни разъяснения не дают ответов. В данной статье мы приводим некоторые из наиболее часто встречающихся:

Переходные положения, которые могут облегчить работу бухгалтерских служб

С отчетности за 2022 год все коммерческие организации, которые заключают договоры о предоставлении / получении имущества во временное пользование за плату обязаны применять ФСБУ 25/2018.

1.Компании могут не применять стандарт по договорам, исполнение которых истекает до конца года, начиная с того года, с отчетности за который применяется стандарт.

В случае принятия решения о не применении Стандарта в отношении таких договоров каких-либо переходных процедур не потребуется. В части таких договоров компания может не признавать какие-либо активы и обязательства и не пересчитывать балансовую стоимость ранее признанных активов и обязательств на дату начала применения Стандарта и на дату начала предшествующего года, а также не корректировать какие-либо показатели отчета о финансовых результатах как за отчетный, так и за предшествующий год.

Использование данного права необходимо закрепить в учетной политике. Однако, такая стратегия перехода приведет к сложностям в прочтении внешними пользователями отчетности по итогам 2022 года, так как в ней будут присутствовать договоры, учтенные как по правилам Стандарта, так и ранее действовавшим правилам учета.

2. Компании, которые вправе вести бухгалтерский учет упрощенным способом, могут воспользоваться послаблениями. Пункт 52 Стандарта устанавливает, что организация, которая вправе применять упрощенные способы учета, может принять решение о применении настоящего Стандарта только в отношении договоров аренды, исполнение которых начинается с 1 января 2022 года

Упрощенные способы учета вправе применять:

  • субъекты малого предпринимательства;
  • некоммерческие организации, не являющиеся иностранными агентами;
  • организации, получившие статус участников проекта «Сколково».

Для некоторых видов малых предприятий установлен запрет на упрощенный бухгалтерский учет. Они поименованы в пункте 5 статьи 6 Закона № 402-ФЗ. В частности, поскольку обязательному аудиту подлежат все акционерные общества (и публичные, и непубличные), применять упрощенный бухгалтерский учет они не вправе.

Такой вопрос актуален для арендодателей/ лизингодателей не больших по объему бизнеса и не подлежащих обязательному аудиту.

Обращаем ваше внимание, что Минфин считает, что компании уже должны применять по аренде либо МСФО либо новый стандарт. Несмотря на то, что формально стандарт обязателен с отчетности за 2022 год (п. 48 ФСБУ 25/2018, утв. приказом Минфина от 16.10.2018 № 208н).

Мнение Минфина объясняется требованиями ПБУ «Учетная политика». В нем сказано: если федеральные стандарты не устанавливают способ учета конкретной операции, то компания должна разработать его самостоятельно на основании МСФО (п. 7.1 ПБУ 1/2008). Такое правило ввели в 2017 году.

В действующих ПБУ нет конкретного способа, как учитывать аренду. Поэтому компания еще в 2017 году должна была разработать способ учета исходя из МСФО. В данном случае это международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 16 «Аренда». Способ учета нужно было зафиксировать в учетной политике.

По нашему мнению, такое мнение Минфина носит рекомендательный. Формальное применение новых стандартов наступает с отчетности за 2022 год.

Использование данного права также необходимо закрепить в учетной политике. Такая стратегия перехода также приведет к сложностям в прочтении внешними пользователями отчетности по итогам 2022 года, так как в ней будут присутствовать договоры, учтенные как по правилам Стандарта, так и ранее действовавшим правилам учета.

Если до момента передачи в лизинг поступил не только авансовый платеж, но и несколько текущих платежей: что происходит с определением размера ЧИЛ? Как производить учет авансовых платежей после передачи имущества в лизинг?

В соответствии с п.33 Стандарта оценка ЧИЛ производится на дату предоставления предмета аренды, т.е. на дату передачи имущества в лизинг. Таким образом, все платежи, уплаченные до момента передачи имущества в лизинг признаются авансовыми платежами

Все предварительные платежи (авансовые платежи, уплаченные до передачи имущества в лизинг), включая досрочные и плановые, учитываются арендодателем в качестве нефинансовой кредиторской задолженности (как авансы полученные). Все предварительные платежи (авансовые платежи, уплаченные до передачи имущества в лизинг), включая досрочные и плановые, представляются на дату предоставления предмета аренды арендатору как величины, уменьшающие чистую стоимость инвестиции в аренду,

Это означает, что сумма затрат арендодателя по договору (включая затраты на приобретение предмета аренды), признанная им в качестве актива на дату начала аренды с учетом уменьшения указанной суммы на сумму полученных от арендатора предварительных платежей, должна быть равной чистой стоимости инвестиции в аренду на дату начала аренды, т.е. вычитаются.

Досрочные платежи (текущие авансовые платежи), в том числе предварительные и текущие, признаются в качестве самостоятельной статьи обязательств (то есть авансами полученными) и не подлежат взаимозачету с признанной по данному договору чистой стоимостью инвестиции в аренду.

Это значит, что Арендодатель при получении досрочного платежа (текущие авансовые платежи) не изменяет порядок начисления процентов и суммы начисляемых процентов, за исключением случая, когда из условий договора и положений применимого законодательства следует, что уплата арендатором платежа до установленного договором срока является основанием для изменения графика платежей и (или) уменьшения суммы платежей, подлежащих уплате по договору.

Порядок организации учета, если предметом лизинга являются несколько единиц с разными сроками передачи в лизинг (аренду) и, например, разными сроками выкупа?

В соответствии с пунктом 6 Стандарта классификация объектов учета аренды производится на раннюю из двух дат: дату, на которую предмет аренды становится доступным для использования арендатором (дата акта передачи имущества в аренду), или дату заключения договора аренды.

В соответствии с пунктом 32 Стандарта: «В случае классификации объекта учета аренды в качестве объекта учета неоперационной (финансовой) аренды арендодатель признает инвестицию в аренду в качестве актива на дату предоставления предмета аренды».

Таким образом, классификация договора может быть произведена на дату заключения договора, отражение в учете на дату передачи имущества в лизинг.

С точки зрения организации учетной работы, если условия договора предусмотрено несколько единиц имущества с разными сроками передачи в лизинг или выкупом, то наиболее эффективным будет предусмотреть несколько графиков лизинговых платежей ГЛП к одному договору лизингу, что облегчит расчетную и учетную работу.

Наши эксперты помогут вам разобраться в самой непростой ситуации и решить сложные методологические задачи

Контакты