Учет и налогообложение расходов по содержанию автомобиля, полученного в лизинг

Мы открываем серию статей, связанных с бухгалтерским учетом и налогообложением лизинговых операций у сторон лизинговой сделки. И первая тему которую мы рассмотрим:

Расходы на обслуживание, ремонт и  улучшение арендованного (лизингового) транспортного средства

Шины и диски

Автомобильные шины и диски, приобретенные отдельно, включаются в состав МПЗ и учитывается как запасные части вне зависимости от их стоимости и срока службы.

Шины и диски не могут эксплуатироваться в качестве самостоятельных единиц, так как они являются составной частью автомобиля. Эту позицию подтверждает Классификатор основных средств — в его списке отсутствуют шины и диски. Инструкция к Плану счетов предписывает учитывать шины на счете 10 «Материалы» в составе запасных частей на субсчете 10.5.

Установку шин и дисков нельзя признать модернизацией. Они не увеличивают стоимость ОС. Это связано с тем, что шины и колесные диски используются не на конкретном автомобиле и могут быть установлены на другое авто.

Списания автошин и дисков в бух учете,  зависит от выбранного и утвержденного в учетной политике метода. Так как списание и учет колесных дисков в российском законодательстве на сегодняшний день не нашли документального отражения в специальных документах, значит, следует применять единовременное списание стоимости дисков. В отношении автошин необходимо руководствоваться общими нормами, в соответствии с которыми МПЗ списывают в момент их первичной установки.

Так как на автомобилях используются зимние и летние шины, для удобства контроля над их учетом можно ввести и утвердить в учетной политике аналитику к забалансовому счету 09: летние шины отразить на субсчете 09.1, зимние шины – на субсчете 09.2.

Автошины списываются с забалансового учета по причине их непригодности к дальнейшему использованию, в случае хищения либо реализации

В налоговом учете диски и шины не могут быть признаны основными средствами, поскольку не являются средствами труда, и следовательно, не соответствуют определению пункта 1 статьи 257 НК РФ.

Расходы на приобретение и в бухгалтерском и в налоговом учете признаются по дате их передачи в эксплуатацию единовременно как материальные расходы ( п.2.1. ст 254, п.1 ст.272 НК РФ). Будут эти расходы отнесены в налоговом учете к прямым или косвенным, зависит от состава прямых расходов, в соответствии с учетной политикой.

Нанесение пленки

Такое имущество, как чехлы, коврики, камера заднего вида, подкрылки с шумоизоляцией, тонировочная пленка, самостоятельно (без установки на автомобиль) не может выполнять свои функции. Однако, если автомобиль дооборудован после ввода его в эксплуатацию, получения в аренду (лизинг), дополнительные затраты, связанные с дооборудованием автомобиля, в том числе затраты на нанесение защитной пленки, организация, может учесть в составе прочих расходов.

Установка дополнительного оборудования, нанесение защитной пленки не изменяет ни служебное, ни технологическое назначение автомобиля (не увеличивается его мощность, скоростные показатели, и т.п.), поэтому такие расходы могут быть признаны в налоговом учете единовременно в составе прочих расходов (как расходы на содержание служебного транспорта) либо в составе материальных расходов в том отчетном периоде, в котором они имели место (пп. 11 п. 1 ст. 264, пп. 3 п. 1 ст. 254, ст. 272 НК РФ).

Будут эти расходы отнесены в налоговом учете к прямым или косвенным, зависит от состава прямых расходов, в соответствии с учетной политикой.

Порядок бухгалтерского учета и налогообложения ГСМ

Правильный учет расходов на приобретение топлива, используемого для служебного транспорта, в немалой степени зависит от документов, оформляемых субъектом предпринимательской деятельности, и их содержания, а также порядка документооборота, установленного в организации.

Для того, чтобы учесть в составе затрат расходы на ГСМ необходимо наличие путевых листов.

Расходы на приобретение горюче-смазочных материалов (ГСМ) относятся к расходам по обычным видам деятельности по элементу «Материальные затраты» (п. 7, 8 ПБУ10/99).

К ГСМ относятся:

  1. топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ);
  2. смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки);
  3. специальные жидкости (тормозные и охлаждающие).

Если организация ведет количественно-суммовой учет ГСМ и специальных жидкостей, то заправка автотранспорта производится на автозаправочных станциях за наличный расчет или в безналичном порядке по талонам или картам. Поступление ГСМ записывается в карточку учета материалов по форме № М-17 , также на предприятии может быть разработана своя форма карточки учета поступления и списания ГСМ.

Перечень внутренних документов компании

  • Карточка учета материалов по форме № М-17

Учет талонов

Если предприятие получает талоны на отпуск ГСМ, то в талонах указываются марка и количество топлива. Форма талонов разрабатывается самостоятельно, так как законодательством она не установлена, а полученные талоны приходуются на забалансовый счет 006 «Бланки строгой отчетности» в штуках по условной цене.

Приказом руководителя предприятия назначается материально ответственное лицо, которое регистрирует движение талонов (приход и расход) в «Книге учета талонов на нефтепродукты». Книга должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена печатью предприятия и подписями руководителя и главного бухгалтера, каждый лист книги заполняется под копирку. Второй лист является отрывным и служит отчетом материально ответственного лица, который сдается в бухгалтерию предприятия с приложенными к нему приходными и расходными документами.

Талоны выдаются водителям по «Ведомости выдачи талонов на нефтепродукты» или делается соответствующая запись в «Книге учета талонов на нефтепродукты», и водители, заправляя автомобиль, расплачиваются талонами за полученное топливо, а бензин, полученный по талонам, водители указывают в путевых листах.

Ежемесячно проводится сверка результатов по выдаче, расходу и остатку нефтепродуктов в баках транспортных средств и определяется количество талонов, не израсходованных водителями в отчетном периоде.

Бухгалтерские нормативные документы не устанавливают предельных норм для отнесения на себестоимость расходов, связанных с использованием ГСМ. Поэтому единственным условием списания ГСМ на себестоимость является наличие документов, подтверждающих факт их использования в процессе производства.

Перечень внутренних документов компании

  • Книга учета талонов на нефтепродукты 

Учет топливных карт

Топливная карта — это особое платежное средство, которое позволяет приобрести ГСМ. Воспользоваться этим сервисом могут только юридические лица. Карточная оплата топлива широко используется многими крупными продавцами ГСМ. Это не совсем платежное средство — оно не позволяет оплачивать какие-либо иные товары и услуги. Воспользоваться ими можно только на определенных заправочных станциях.

Карты, в зависимости от порядка работы сервиса, могут быть:

  • денежными: на них зачисляется определенная денежная сумма, которую можно расходовать на приобретение ГСМ;
  • литровыми: зачисляется определенное количество топлива, доступного для заправки на АЗС.

Списание топлива по топливным картам юридического лица (т.е. учет фактического количества заправленного топлива) происходит в порядке, который будет прописан в договоре, заключенном между покупателем и поставщиком АЗС.

В личном кабинете можно в оперативном режиме отслеживать все операции и контролировать их:

  • перечисление аванса поставщику ГСМ;
  • списание денежных средств в оплату;
  • отчет о количестве и стоимости приобретенного топлива;
  • остатки денежных средств.

Для работника-водителя этот порядок приобретения ГСМ также удобен, поскольку не нужно получать деньги подотчет, собирать подтверждающие их расход документы и сдавать авансовый отчет.

Карта на приобретение топлива может предоставляться сетью АЗС платно или бесплатно. Именно от этого зависит порядок, на каком счете учитывать топливные карты.

Бесплатно получаемые носители не отражают на балансе организации. Для их учета целесообразно открыть отдельный забалансовый счет, присвоив ему свободный номер (не указанный в Плане счетов бухучета), например 012. Также целесообразно организовать аналитический учет в разрезе каждого носителя и лиц, которые будут ответственны за его использование.

Если поставщик ГСМ взимает плату за изготовление электронных носителей, их при поступлении целесообразно отразить в составе ТМЦ, а затем списать их стоимость на текущие расходы организации, а по мере передачи в использование и на забалансовом счете.

В любом случае необходимо отразить, на каком счете и каким образом учитываются топливные карты в учетной политике организации.

Выдачу электронных носителей сотрудникам необходимо оформить. Для этого организация сама может разработать форму документа. Назвать его можно, например, акт-приема передачи

Аналогичным образом оформляется и возврат электронного носителя от ответственного сотрудника, который более не будет ее использовать. Ту же карту выдать другому сотруднику.

При большом количестве носителей и ответственных сотрудников каждый раз оформлять выдачу и возврат отдельным документом неудобно — для учета движения смарт-карт можно использовать журнал учета выдачи и возврата.

Перечень внутренних документов компании

  • Акт приема-передачи топливной карты
  • Журнал учета движения  многоразовых топливных карт

Хотите узнать больше или вам необходима персональная консультация по вопросам учета и налогообложения лизинга, мы ответим на любой ваш вопрос. Также вы можете приобрести литературу на данную тему, авторами которой являются наши эксперты

Контакты