Происходящие в российской и мировой экономике процессы ставят перед менеджерами компаний огромное количество задач, решение которых зачастую требует здравой оценки ситуации и гибкости.
Ни для кого не секрет, насколько важно для компаний быстрота принятия решений, мобильность, скорость реагирования на изменения. Однако, «зависшие» и не урегулированные споры служат причиной не только частичной утраты этой мобильности и скорости принятия решений, заставляя вновь и вновь возвращаться к конфликтным и проблемным ситуациям, но и причиной снижения доходности деятельности компании, роста потребности в заемном капитале, а в особо «тяжелых» случаях и банкротства.
Возврат дебиторской задолженности – дело сложное и трудоемкое. Лизинговые компании, столкнувшись с проблемными контрагентами, ведут себя по-разному. Сложности в бизнесе на фоне роста неплатежей зачастую приводят к обострению взаимоотношений между компаниями – участниками лизинговой сделки. Нередки ситуации, когда бывшие партнеры становятся на тропу бесконечных судебных разбирательств, теряя деньги, время, возможно и репутацию. А если разобраться, то этого можно было бы избежать — сесть за стол переговоров и попытаться договориться. Конечно, не всегда вести переговоры возможно и целесообразно, и как показывает практика, примерно 20% споров можно было разрешить во внесудебном порядке. Но ведь за любым бизнесом стоят люди. И основная причина большинства неудачных попыток договориться – в «скромном сером веществе весом 1,3 кг», а человек и его психология дело не простое.
Разрешить конфликт сложно. Особенно в том случае, если каждая из сторон добивается своих целей во что бы то ни стало, идет до победного конца любыми путями. В результате переговорный процесс заходит в тупик, и стороны не могут прийти к согласию либо разумному компромиссу, который удовлетворял бы всех участников переговоров, каждая сторона продолжает настаивать на своем варианте решения проблемы, и дело плавно перетекает на рассмотрение в суд. А ведь любой судебный процесс при желании одной из сторон можно достаточно долго затягивать.
Следует обратить внимание на то, что при разрешении конфликтов в деловой сфере необходимо разделить личностные оценки оппонентов и интересы дела. Что не всегда наблюдается в действительности. В нашей практике мы встречали такие случаи, когда долгие судебные разбирательства между сторонами сделки явились следствием личной неприязни между отдельными менеджерами, «обиженности» на действия, либо бездействия другой стороны.
Еще одной причиной возникновения неразрешимых конфликтных ситуаций и споров между лизинговыми компаниями и лизингополучателями может служить «неповоротливость системной машины» лизинговой компании. Конечно, грамотная система управления дебиторской задолженностью сегодня приобретает особое значение, и многие лизинговые компании уделяют этому особое внимание. Однако занимаясь ее построением важно не «перегнуть палку». Система должна быть не только грамотно выстроенным бизнес-процессом, но быть эффективной и в нужные моменты давать возможность более гибкого решения возникающих вопросов.
В лизинговых компаниях проблемами взыскания просроченной задолженности и разрешения проблемных ситуаций занимаются несколько подразделений, специалисты по взысканию просроченной задолженности, штатные юристы и даже сами менеджеры по работе с клиентами. И если «злосным» неплательщикам с существенной суммой задолженности уделяется особое внимание и вопросы урегулирования взаиморасчетов решаются в индивидуальном порядке, то с остальными ситуация совсем иная. «Злостные» неплательщики и добросовестные, но испытывающие временные трудности контрагенты попадают под одну гребенку системы. Не редки случаи, когда должник обращается к лизинговой компании с предложением различных вариантов погашения задолженности, подтверждая свои намерения контрактами и дополнительным обеспечением, а в результате сталкивается с системой, где он: не понимает к кому обращаться со своей проблемой, не получает ответа на сделанные предложения, теряет время, а бывает и заказы в виду длительности рассмотрения сделанных предложений и т.д.
Компаниям, использующим в своей деятельности лизинговое имущество можно порекомендовать следующее:
- При заключении лизинговой сделки оцените уровень сервиса, порядок принятия решений и квалификацию специалистов в компании. Конечно, в самом идеальном варианте, ваши контакты с лизинговой компанией будут минимальны. Но на случай возникновения необходимости урегулирования отдельных вопросов по лизинговой сделке, в т.ч. связанных с временными трудностями или потребностями в вашем бизнесе, вы будете иметь представление о наилучшем пути решения.
- При подписании документов, сопровождающих лизинговую сделку, изучите условия договоров. Особое внимание необходимо уделить: срокам и порядку платежей, составу платежей, условиям возмещения дополнительных расходов лизинговой компании, возможности досрочного выкупа, причинам и порядку расторжения договор и изъятия имущества.
- Если Вы допустили просрочку уплаты лизинговых платежей, не затягивайте ситуацию, постарайтесь держать ее под контролем. Иными словами, учитывая состояние бизнеса и возможности осуществления платежей, не стоит ждать что ситуация разрешиться сама собой. Зачастую действия компании, как добросовестного лизингополучателя, лучше, чем бездействие. Ведь существует масса инструментов, начиная от реструктуризации графика лизинговых платежей и заканчивая заменой стороны в обязательстве.
- Если при общении с лизинговыми компаниями, Вы столкнулись с ситуациями описанными выше, будьте настойчивы, пишите официальные запросы и сохраняйте переписку. В случае, если дело дойдет до судебного процесса, они сослужат Вам свою службу. Кроме того, не избегайте встреч и общения лицом к лицу.
Если же урегулировать возникшую ситуацию не получается, помочь в разрешении таких задач может участие нейтрального помощника, направляющего процесс переговоров или выполняющего функции посредника в материально-правовых вопросах (медиатор). В роли посредника должен выступить человек, пользующийся уважением, авторитетом у обеих сторон, в таком случае к его мнению и суждениям прислушаются оппоненты. При других подходах привлекаются эксперты или арбитры третьей стороны. Глубина участия эксперта (арбитра) в урегулировании споров может быть различной – от советов и консультаций до более основательного сопровождения процесса урегулирования споров. Такое посредничество является промежуточным вариантом участия в урегулировании споров между простым консультированием и третейским судейством.
Зачастую, ситуация зашла на столько далеко, что разрешить ее чрезвычайно сложно: уже длительное время ведется судебное разбирательство, стороны погрязли во взаимных претензиях и обидах, деловые отношения испорчены. И чем раньше стороны сядут за стол переговоров, тем вероятность их урегулирования и минимизации потерь выше.
На помощь лизинговым компаниям могут прийти не только традиционные методы судебного взыскания, но и технологии внесудебного решения долговых проблем. Использование таких методик обусловлено тем, что схемы, по которым выводятся активы должников, как правило, защищены от стандартных методов взыскания (претензия – суд – приставы – банкротство). У должника имущества уже никакого нет, трудовой коллектив продолжает работу под новой вывеской, а собственники заняли оборонительную позицию, готовясь отразить любую атаку. Иными словами, бизнес к моменту завершения всех судебных процедур действует под новой юридической оболочкой. В данном случае, и должны помочь технологии, которые используют именно внесудебный инструментарий.
Основная идея заключается в следующем. Любая организация- должник работает не в вакууме, она всего связана многочисленными коммерческими, общественными, социальными нитями с другими участниками рынка. Таким образом, взыскание долга может быть построено по алгоритму: исследование системы, в которую включена компания (учредители, контрагенты, объединения и ассоциации, контролирующие органы, дебиторы, потенциальные покупатели); моделирование действий руководителей и иных лиц, от которых зависит погашение задолженности; стимулирование действий, направленных на погашение. Проблема в том, что потенциал внесудебной мотивации не срабатывает в том случае, когда предпринимателю для погашения долгов необходимо отдать большую часть либо все свои активы. В такой ситуации актуальным становится сочетание юридических технологий и PR-сопровождение.
Лизинговыми компаниями накоплен достаточно большой опыт по взысканию проблемной задолженности, но не стоит забывать, что в ходе конфликта складываются разрушительные для деловых интересов отношения, ведь разрушать намного легче, чем строить. Однако успех в бизнесе строится не на разрушении, а на созидании
Здравый смысл, понимание не только проблем, но и возможностей стороны спора может служить прекрасной основой для выхода из проблемной ситуации с наименьшими потерями для каждой из сторон и сохранению нормальных партнерских отношений.
Наши эксперты помогут вам разобраться в самой непростой ситуации