Разработка и постановка управленческого учета

«Для объяснения всякой мысли надобно начинать с азбуки,
ибо люди гоняются за одними выводами,
тогда как все дело в основании.»
Владимир Одоевский

Развитие бизнеса и постоянное совершенствование системы управления — два взаимосвязанных параллельных процесса. В отличие от бухгалтерского учета, управленческий учет позволяет получать информацию, необходимую для принятия управленческих решений гораздо быстрее, позволяет вести оперативный контроль уровня прибыльности, ликвидности и устойчивости бизнеса.
Конечно, эффективно организовывать грамотную систему управленческого учета сразу при создании компании, но с развитием компании, изменением ее стратегии и структуры бизнеса изменяются и требования к ней. Необходимость пересмотра существующей системы управленческого учета в развивающейся компании возникает в случае, если эта система не удовлетворяет основным требованиям: оперативность сбора и представления управленческой отчетности, корректность получаемых данных.

Сразу оговоримся, мы рекомендуем данную методику и последовательность проводимых мероприятий и для специалистов финансово-экономического блока компаний, так как, обладая высококвалифицированными специалистами, компания самостоятельно способна осуществить постановку системы управленческого учета без привлечения сторонних специалистов. Данные рекомендации имеют обобщающий рекомендательный характер. Для успешной реализации проекта постановки управленческого учета на предприятии необходимо более детально изучить каждый пункт предложенных рекомендаций.

Консалтинговое агентство Территория лизинга предлагает услугу по постановке управленческого учета и отчетности лизинговой компании.

Услуга по постановке управленческого будет полезна как вновь создаваемым компаниям, так и компаниям, имеющим опыт работы на рынке лизинга, но стоящими перед вопросом реструктуризации существующей системы учета и ее автоматизации. Перед началом проекта по автоматизации управленческого учета рекомендуем провести Аудит управленческого учета.
Наши специалисты осуществят постановку управленческого учета, окажут содействие на этапе автоматизации учета в Вашей компании, включая:
— разработку методики ведения управленческого учета,
— внесение изменений в уже существующую методику,
— выбор необходимого для поставленных целей программного обеспечения,
— участие в настройке программного обеспечения под разработанную методологию,
— последующее методологическое сопровождение.

Основой для построения и дальнейшего функционирования управленческого учета лизинговой деятельности являются графики лизинговых платежей (далее ГЛП). Мы готовы предложить разработанную Методологию и инструкцию по расчету и пересчету ГЛП в соответствии с основными факторами, влияющими на их изменение.
Основной задачей, которую решает данный проект, является постановка системы управленческого учета, позволяющая эффективно управлять компанией, в т.ч.:

1. Своевременно получать данные.
Очень часто, организациям, не имеющим адекватной системы управленческого учета, приходится неделями, а то и месяцами собирать данные за прошедший период времени. В результате внедрения системы менеджмент компании имеет возможность получать необходимые данные, в т.ч. управленческую отчетность моментально, в режиме «online», что позволяет оперативно принимать эффективные управленческие решения.

2. Получать корректную управленческую отчетность.
Система управленческого учета на основе разработанной методологии, позволяет однозначно трактовать те или иные финансово-хозяйственные операции. Получение корректных данных осуществляется за счет прописанной методологии ведения управленческого учета, позволяющей различным пользователям единообразно отражать одни и те же финансово-хозяйственные операции; замкнутости системы, позволяющей при вводе ошибочных или некорректных операций выявлять ошибки с помощью различных проверок.

3. Получать управленческую отчетность единого формата.
Поддержание единого формата управленческой отчетности позволяет компании осуществлять анализ финансово-хозяйственной деятельности, сравнивая как отдельные направления деятельности, эффективность работы различных подразделений (филиалов) либо различных временных периодов (месяца, кварталы, года).

4. Оценивать исполнения плана (бюджета компании).
Постановка управленческого учета в компании позволяет менеджменту компании контролировать исполнение бюджета, выявлять причины отклонения фактических данных от запланированных, определять ответственных лиц по каждому функциональному бюджету. Единая система управленческого учета позволяет сравнивать именно однородную информацию фактических и плановых данных по бюджетным статьям и различным финансовым и производственным показателям.

Точная длительность проекта определяется исходя из особенностей бизнеса компании, поставленных задач и объема работ.

Проект по постановке управленческого учета осуществляется в следующем порядке:

Этап №1.

На данном этапе осуществляется организация работ по проекту, определение его рамок (масштабов и границ работ), функциональных возможностей системы управленческого учета, обследование и диагностика, анализ проблем и потребностей, разработка календарного плана выполнения работ.

Процесс обследования или диагностики предприятия включает в себя получение необходимой информации о:
— организационной и финансовой структуре компании,
— видах деятельности (в т.ч. вспомогательных),
— структуре лизингового портфеля (сегменты, отрасли и т.д.),
— бизнес-процессах компании.

Также на данном этапе проводится:
— экспертиза существующей IT – инфраструктуры (каналы связи, оборудование и т.д.),
-исследование информационных потоков.

Этап №2.

На данном этапе осуществляются мероприятия необходимые для создания системы управленческого учета, а именно, для разработки методологии (стандартов учета и учетной политики).
Этап предусматривает:
1. Стратегический анализ: выявление структуры целей и потенциала организации,особенностей, закономерностей и тенденций ее развития;
2. Установление центров ответственности и центров затрат;
3. Разграничение полномочий органов управления;
4. Составление структуры организации в соответствии со стратегией;
5. Описание бизнес-процессов и информационных потоков;
6. Формирование информационного поля по взаимосвязи c финансовыми, коммерческими и управленческими службами организации;
7. Построение системы планирования (составление бюджетов);
8. Описание и утверждение методологии управленческого учета, внутрифирменных документов, регламентирующих работу подразделений компании по формированию данных управленческого учета;
9. Разработкe форм отчетности и первичных регистров управленческого учета.

В случае если проект постановки управленческого учета является частью проекта автоматизации согласно требованиям и принципам, задолженным в стандартах учета и учетной политики, подбирается подходящий программный продукт.
При этом, программный продукт должен обладать достаточной функциональностью для решения поставленных задач, адекватной ценой и что наиболее важно – удобством работы пользователей в системе, простотой в настройке системы и невысокой стоимостью технической поддержки системы.
Кроме того, на данном этапе определяются используемые аналитические справочники (в т.ч. план счетов и/или справочник статей доходов и затрат, справочник бюджетных единиц, центров финансовой ответственности и т.д.), осуществляется предварительные консультации и согласование порядка взаимодействия с разработчиками программного обеспечения, участие в подготовка технического задания для ее создания.
Очень часто разработка технического задания происходит параллельно с настройкой системы. В процессе разработки системы обычно принимаются решения об изменение того или иного функционала системы либо определенной процедуры или алгоритма, либо изменение элементов справочника или отчетных форм.

Этап №3.

На данном этапе осуществляет опытная эксплуатация, методологическая поддержка.
В случае, если проект постановки управленческого учета является частью проекта автоматизации, этап предусматривает сопровождение, контроль внедрения автоматизированной системы , методологическая помощь и консультации.