Вопрос: Организация купила автомобиль в лизинг. Получила Субсидию из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах лизингодателя при предоставлении скидки по уплате авансового платежа по договору фин. аренды (лизинга). Выставлен счет—фактура на сумму субсидии с НДС.
Как учесть данную субсидию? Входит ли она в первоначальную стоимость ППА?
Ответ:
Бухгалтерский учет
ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» не рассматривает правила бухгалтерского учета субсидий в сфере аренды. Также законодательство по бухгалтерскому учету не содержит специальных требований в отношении порядка отражения сумм полученной субсидии у арендодателя/лизингодателя, формирования фактической стоимости права пользования активом у сторон, а также операций по компенсации арендатором/лизингополучателем суммы скидки в случае ее неполучения или предъявления требования о возврате субсидии арендодателем.
Оплата со стороны государства арендодателю части авансового платежа за арендатора по договору операционной/неоперационной аренды относится к возмещению арендодателю недополученного дохода, образовавшегося из-за предоставления арендатору скидки по уплате авансового платежа в соответствии с правительственной программой. Следовательно, Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 (утв. Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н) не может быть применено к рассматриваемой ситуации. Учитывая, что государственные субсидии целевым образом направлены на арендные операции, то и бухгалтерский учет этих операций как у арендатора, так и у арендодателя должен регулироваться ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» и МСФО (IFRS) 16 «Аренда».
Предоставление скидки лизингополучателю по уплате авансового платежа подразумевает компенсацию данной скидки со стороны лица, предоставившего субсидию. Поступление арендодателю денежных средств в целом по договору остается в рамках общих правил, меняется лишь источник выплаты. Кроме того, в случае отказа в предоставлении субсидии лизингополучатель компенсирует лизингодателю сумму неполученной субсидии. Таким образом, правила ведения лизинговой сделки с субсидией полностью подпадают под общую схему бухгалтерского учета операционной/неоперационной аренды с учетом ее индивидуальных особенностей.
Договор финансовой аренды с субсидированием государством (соответствующим государственным органом) авансового платежа или его части — квалифицируется как сделка с частичной оплатой платежей третьим лицом.
В бухгалтерском учете у лизингополучателя операций по договору финансовой аренды с субсидированием авансового платежа на дату начала аренды лизингополучатель признает предмет аренды в качестве права пользования активом и отражает обязательство по аренде, при этом:
- обязательство по аренде оценивается на основании графика арендных платежей, по которому арендатор на основании условий договора обязуется осуществлять оплату за пользование без учета суммы скидки (субсидии) и обязанности по возврату непредоставленной субсидии;
- право пользования активом формируется за вычетом предоставленной скидки (субсидии) (см. IFRS 16, пункт 24(b)).
При предъявлении лизингодателем на основании условий договора требования о компенсации неполученной суммы субсидии в период действия договора лизингополучатель пересматривает график будущих платежей, вводя платеж, компенсирующий неполученную субсидию, по графику, согласованному с лизингодателем (ФСБУ 25/2018, пункты 21 — 22).
Если изменения несущественные, то на дату предъявления требования арендатор:
- по первоначальной процентной ставке производит доначисление расхода до даты предъявления требования;
- дисконтирует пересмотренные арендные платежи с использованием первоначальной процентной ставки;
- признает новую величину обязательства по аренде;
- изменение величины обязательства по аренде относит на стоимость права пользования активом.
Если изменения существенные, то на дату отдельного соглашения с арендодателем арендатор:
- по первоначальной процентной ставке производит доначисление расхода до даты отдельного соглашения;
- дисконтирует пересмотренные арендные платежи с даты соглашения с использованием новой процентной ставки;
- признает новую величину обязательства по аренде;
- изменение величины обязательства по аренде относит на стоимость права пользования активом.
При предъявлении лизингодателем на основании условий договора требования о компенсации неполученной суммы субсидии после завершения договора арендатор на дату предъявления требования отражает в учете обязательство по возврату суммы скидки и признает на эту сумму убыток, подлежащий отнесению на уменьшение финансового результата.
Налог на прибыль
С целей налогообложения, субсидия – это доход и для лизингодателя, и для лизингополучателя. В соответствии с положениями статьи 41 НК РФ, закрепляющей принципы определения доходов, доходом для целей главы 25 НК РФ признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить в соответствии с названной главой НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.
Внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 НК РФ .Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поименованы в статье 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в статье 251 НК РФ не поименованы, следовательно учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
Таким образом полученная субсидия, отражается в налоговом учете лизингополучателя в составе внереализационных доходов.
Если у вас остались вопросы свяжитесь с нами