Что надо знать о бизнесе лизинговых компаний при его покупке

Происходящие в настоящее время в экономике сложные процессы ставят перед менеджерами лизинговых компаний огромное количество задач, связанных как с текущей деятельностью компании, так и с принятием стратегических решений, от правильности которых зависит дальнейшая ее судьба. Многие компании уже имеют опыт прохождения кризисов, обладают навыками и инструментами его прохождения Практически все компании задумались о долгосрочной перспективе бизнеса, просчитали прогнозные показатели, приняли краткосрочную экстренные решения.  

Однако, «проверку на прочность» экономическим кризисом проходят не все лизинговые компании и как следствие изменится состав и количество реально работающих на рынке игроков. Экономический кризис усиливает перегруппировку участников лизингового рынка. Массовое прекращение финансирования лизинговых компаний банками, рост ставок, санкционные списки, почти полное приостановление операций по заключению лизинговых сделок, изменение нишевой стратегии и т.д. – все это лишь основные причины. Иные инструменты привлечения финансирования (займы, облигации), которыми активно занимались лизинговые компании в последнее время сегодня также временно на паузе. При этом, безусловно, существенное значение в бизнесе лизинговых компаний сегодня как никогда играет сбалансированность портфеля и качество финансового управления. В отдельных случаях, к сожалению, компаниям не избежать банкротства. Так или иначе рынок лизинга ожидают существенные изменения по составу игроков.

Привлечение стратегического инвестора или продажа бизнеса для многих может быть единственным решением. В свою очередь компании, имеющие свободные средства, рассматривают лизинг как потенциально интересное бизнес-направление, или более устойчивые участники рынка уже сегодня рассматривают варианты выкупа портфеля или его части у других участников рынка. Попробуем разобраться в ситуации.

1. Тенденции

Предпосылкой к слияниям и поглощениям, изменение состава и структуры участников рынка всегда выступает изменение конкурентной среды. Пики таких изменений исторически приходятся на периоды структурных изменений, кризисов и подъемов, технологических революций, когда происходит существенная организационная перестройки экономики и переоценка ее активов. Не маловажную роль на данный аспект оказывает высокая степень неопределенности относительно перспектив экономического развития, снижение готовности инвесторов принимать на себя финансовые риски, недостаток финансирования, и также разница в ценовых ожиданиях между продавцами и покупателями.

2. Кто они  — покупатели и продавцы?

Потенциальных покупателей условно можно разделить на: непосредственных участников рынка лизинга (лизинговые компании), банки, инвестиционные фонды.

Мотивы потенциальных покупателей естественны и понятны. Осуществление таких сделок дает возможность выхода на новые сегменты рынка и сокращает время необходимое для этого;  расширяет каналы сбыта; усиливает позиции на рынке в целом и на отдельных его сегментах в частности; предоставляет дополнительную информацию о поставщиках и потребителях, их потребностях и т.д.  Да и  интересы потенциальных покупателей сегодня схожи  — воспользоваться текущей ситуацией и приобрести актив с наименьшими финансовыми вложениями.

Потенциальных продавцов также условно можно разделить на:

  • собственников, рассматривающих лизинговую компанию как проблемный актив;
  • лизинговые компании, испытывающие потребность в финансировании текущей  операционной деятельности компании, для которых продажа портфеля или его части служит источником средств для поддержания деятельности;
  • лизинговые компании, вложившие собственные свободные денежные средства в финансирование лизинговых сделок, но фактически не получившие кредитов банков на их рефинансирование;
  • лизинговые компании, пересматривающие структуру своего лизингового портфеля, и стремящиеся сбалансировать риски портфеля в зависимости от стратегии компании

Продавцы, в большинстве своем придерживаются позиции, в соответствии с которой не готовы продавать свой бизнес или портфель по заниженной цене и предпочитают переждать время. Во многих случаях их ожидания в части стоимости сделки завышены. Постановка вопроса в этой связи: «Зачем продавать сейчас и по такой цене достаточно привлекательный портфель или бизнес? Такая «корова» нужна самому!» на текущий момент для части компаний не актуальна, встает задача с наименьшими потерями выйти из бизнеса.

Стоит учитывать, что продажа бизнеса даже ранее очень успешного бизнеса для владельца компании всегда связана с решением какой-либо проблемы. Для большинства продавцов первоочередным вопросом является назначение справедливой с их точки зрения цены.

Кроме того, продавцы далеко не всегда открыто заявляют о продаже бизнеса (портфеля, сделки), предпочитая использовать личные контакты для поиска покупателей. Причина – в необходимости соблюдения режима конфиденциальности, так как информация о продаже может вызвать волнение среди клиентов и сотрудников.

Итак, сегодня рынок сталкивается с ситуацией, когда ожидания покупателей и продавцов относительно цены сделки, способов ее расчета и осуществления не сходятся, открытой информации о подобных сделках чрезвычайно мало.

3. Покупать бизнес или портфель?

Отвечая на поставленный выше вопрос, компании – потенциальные покупатели в большей степени исходят из следующих основных факторов: стратегии компании, финансовых возможностей и принимаемых рисков. Основополагающим фактором выбора для лизинговых компаний являются принимаемые риски.

При оценке рисков проекта по приобретению бизнеса, «качество бизнеса» рассматриваемой  «компании — мишени» складывается из двух основных показателей:

1) Рисков лизингового портфеля, куда включаются все показатели характерные для оценки рисков лизинговой сделки – начиная от экспертизы экономической безопасности, юридической и налоговой экспертизы  и заканчивая инвентаризацией имущества, переданного в лизинг.

При этом, можно выделить основные требования компаний-покупателей к таким проектам, это:

  • приобретаемый лизинговый портфель должен быть диверсифицирован по всем основным параметрам (лизингополучатели, отрасли, предметы лизинга) и отвечать стратегическим целям покупателя;
  • лизинговый портфель должен иметь исторически низкий уровень проблемной задолженности;
  • концентрация итогового лизингового портфеля после объединения должна соответствовать установленным нормативам компании-покупателя;
  • после объединения не  должны ухудшаться показатели возвратности портфеля и возникать разрывы ликвидности и т.д.

Однако, необходимо учитывать, что все вышеперечисленные факторы должны быть переоценены с учетом внешних факторов. И зачастую сегодня речь идет лишь об оценке цены портфеля по размеру ссудной задолженности по лизингу.

2) Рисков самой лизинговой компании, куда включается анализ: финансовых обязательств; практики и методологии риск-менеджмента, страховой защиты, способов обеспечения сделок;  анализ пассивов в т.ч. кредитной истории; анализ системы корпоративного управления, транспарентность, стратегия, взаимоотношения с государственными органами;  внутренние политики и процедуры; существующая корпоративная информационная система; юридический аудит договоров, текущие арбитражные споры; бухгалтерский анализ, учётная политика, история налоговых проверок, НДС политика; сбалансированность финансовых потоков и показателей, эффективность деятельности, ликвидность и т.д.

И именно сложность оценки рисков самой компании останавливает потенциальных покупателей от покупки лизинговой компании как бизнеса, отдавая предпочтение проектам, где в чистом виде приобретается только лизинговый портфель. В любом случае, выбор той или иной формы , механизмов осуществления зависит от мотивов и характера сделки.

Еще одним из факторов как в пользу, так и против приобретения бизнеса лизинговой компании является так называемый синергетический эффект и рост стоимости компании. Как правило, такие проекты не являются сами по себе конечной целью преобразований, они всегда лишь средство для достижения поставленных задач. Следует отметить, что экономические преимущества приобретения, к которым относится эффект синергии,  часто сочетаются с потерями в эффективности деятельности в связи со сложностями интеграции различных корпоративных культур.

Кроме того, причинами неудач могут быть и недооценка размера инвестиций, необходимых для осуществления сделки; ошибки в финансовых расчетах или выборе стратегического партнера и т.д. Если даже и есть возможность приобрести контроль над успешной компанией, то процесс удачного и выгодного поглощения чрезвычайно сложен.  По нашим наблюдениям среди участников рынка, как правило, нет завышенных ожиданий от реализации подобных проектов, либо они просто предпочитают не вставать на столь тернистый путь.

Принимая решение об осуществлении таких сделок помимо прочего необходимо иметь в виду, что, покупатель в длинном периоде часто не может значительно улучшить свою доходность.

4. В чем же причина незначительного количества сделок?

Одной из основных причин незначительного количество как сделок слияния и поглащения, так и сделок по покупке лизинговых портфелей является отсутствие единых подходов и принципов к оценке стоимости как бизнеса в целом, так и лизингового портфеля в частности. 

  1. У большинства лизинговых компаний существует общее представление о методологии, подходах к оценке и требованиях к портфелю.  Когда же речь заходит о методологии, сроках рассмотрения и принятия решения, то конкретных ответов получить практически невозможно. Как правило, в рамках рассматриваемого лизингового портфеля, оцениваются риски по каждой лизинговой сделке, что значительно затягивает процесс принятия решения. По сути, сроки рассмотрения и принятия решений по таким проектам зависят в большей степени от количества сделок, включенных в портфель.
  2. Показатели лизингового портфеля быстрее теряют актуальность по сравнению со сроками рассмотрения и принятия решения, что вызывает необходимость постоянной актуализации его показателей.
  3. Некоторые лизинговые компании предпочитают осуществлять такие сделки только с «дружественными» лизинговыми компаниями, портфельные риски которых им понятны и существует опыт реализации подобных проектов. К сторонним предложениям они относятся настороженно.

Оценка же лизинговой компании в целом, ее бизнеса, сложнее, чем компаний других отраслей экономики. Одним из основных моментов является проблема достоверной оценки. Трудности подходов к оценке связаны с тем, что:

  1. Существует несколько различных способов отражения лизинговых операций в финансовой отчетности лизинговой компании, в т.ч. в зависимости от вида лизинга., а на текущий момент и сложности связанные с переходом на ФСЬУ 25/2018. При оценке лизинговой компании невозможно ориентироваться на значимые для других отраслей финансовые показатели, необходим более детальный анализ. В большей степени, это связано тем, что для лизинговых компаний характерен низкий объем собственного капитала, колебания объемов выручки и чистой прибыли в зависимости от графиков лизинговых платежей, значительные объемы внешних заимствований.
  2. Нет стандартизированных форм отчетности, учитывающих специфику  бизнеса лизинговой компании,  позволяющих оценить  ее специализацию по видам передаваемого в лизинг имущества, отраслевой направленности. Без дополнительной информации анализ и оценка значительно затруднены. Кроме того, не все лизинговые компании составляют отчетность в соответствии с требованиями МСФО.
  3. Непрозрачность и невысокое качество финансовой информации.  Многие переговоры начинаются с того, что партнеры с недоверием изучают представленные другой стороной документы. Для реализации таких проектов характерно осуществление так называемой «предпродажной подготовки. В таких сделках, как и во многих других сделках в бизнесе, значение имеет не то, что вы знаете; важнее знать, чего вы не знаете.
  4. Проблемы оценки нематериальной составляющей стоимости компании — «гудвила», т.е. оценки эффективности управления, клиентской базы и деловых связей, профессионального кадрового состава, узнаваемости компании и т.д.  В большинстве своем, потенциальные покупатели уклоняются от оценки данного показателя.
  5. Наиболее сложной является оценка перспектив бизнеса, и универсального рецепта для нее нет. Для этого необходима не только высокая квалификация специалистов, проводящих такую оценку, но и знание специфики отрасли.
  6. Любая оценка лизинговой компании носит временный характер и сохраняет свою актуальность только определенное незначительное время.
  7. Отсутствует открытая информация об аналогичных сделках на рынке. Данное обстоятельство обуславливает невозможность применения рыночного подхода к оценке, где стоимость бизнеса оценивается путем сравнения продаж компаний сопоставимого размера в недавнее время. Каждая сделка уникальна и осуществляет через сочетание нескольких способов оценки.

В итоге можно констатировать, что оценка стоимости лизинговой компании, либо ее портфеля является больше искусством, чем наукой.

Следующая причина – защита информации. Каждый руководитель знает, насколько могут быть велики ставки в игре под названием «переговоры». Стороны сделки отлично понимают, что, если она сорвется, сегодняшние партнеры завтра могут превратиться в отлично информированных конкурентов.

Немаловажную роль играет и необходимость привлечения значительных финансовых ресурсов для осуществления подобного проекта. Казалось бы, решение проблемы в использовании банковских кредитов. Но, если привлечение кредита в текущих условиях на приобретение лизингового портфеля еще реальность, то на приобретение бизнеса — практически не возможно.

Кроме того, в случае приобретения лизингового портфеля встает вопрос эффективности такой сделки, так как маржинальная доходность в результате может быть значительно ниже заявленной продавцом из-за разницы в цене кредитных ресурсов. А в случае приобретения бизнеса помимо стоимости самого бизнеса необходимо учитывать стоимость единовременных затрат связанных с оплатой услуг консультантов, посредников, стоимости оценки.

Подводя итоги всего вышесказанного, можно с уверенностью говорить, что сегодня сделки по слиянию и поглощению в лизинговой отрасли, вне зависимости от того, как они организованны и структурированы, единичны и уникальны. Впрочем, вполне вероятно, что в перспективе подобные сделки будут не столь редки. Российские лизинговые компании будут объединяться, чтобы обеспечить необходимый объем ресурсов и эффективно противостоять конкурентам. Но для этого необходимы не только экономические предпосылки, но и время для разработки и признания рынком методов и методологии оценки бизнеса лизинговой компании.

Эксперты Консалтингового агентства «Территория лизинга» обладают практическим опытом оценки и структурирования сделок по купли-продаже компаний, лизинговых портфелей или их частей

Контакты