Лизинговая компания – как бизнес мишень для покупки потенциальным инвестором

Современные экономические процессы ставят перед руководством лизинговых компаний множество задач, связанных как с текущей деятельностью, так и с принятием стратегических решений, от которых зависит будущее бизнеса. Многие компании уже имеют опыт преодоления кризисов, обладают необходимыми навыками и инструментами для этого. Практически все игроки рынка задумались о долгосрочной перспективе, проанализировали прогнозные показатели и приняли экстренные краткосрочные меры. 

Однако далеко не все лизинговые компании способны пройти «проверку на прочность» в современных условиях, что неизбежно приводит к изменению состава и количества участников рынка. Кризис усиливает перегруппировку игроков в лизинговой отрасли. Среди ключевых причин этого — сокращение объемов финансирования со стороны банков, рост процентных ставок, санкционные ограничения, падение качества клиента и объема нового бизнеса, а также пересмотр нишевых стратегий. Продолжают активно развиваться альтернативные инструменты привлечения финансирования, такие как инвестиционные займы и выпуск облигаций. 

В текущих условиях критически важное значение приобретает сбалансированность портфеля и качество финансового управления. К сожалению, в некоторых случаях компании не смогут избежать финансовых проблем и банкротства. Такие признаки мы наблюдаем ряда лизинговых компаний. Как правило, это связано с ошибками в модели оценки и управления рисками, а также в финансовом управлении ликвидность. В любом случае, рынок лизинга еще ожидают серьезные изменения в составе участников. 

Для многих компаний привлечение стратегического инвестора или продажа бизнеса могут стать единственным решением. В то же время инвесторы с достаточными ресурсами рассматривают лизинг как перспективное направление для инвестиций, а более устойчивые игроки рынка присматриваются к возможности приобретения портфелей или их частей у других участников. Попробуем разобраться в сложившейся ситуации. 

Тенденции и перспективы 

Слияния и поглощения, а также изменения в структуре рынка, всегда обусловлены трансформацией конкурентной среды и влиянием внешних факторов. Такие процессы традиционно активизируются в периоды структурных изменений, экономических кризисов, подъемов или технологических революций, когда происходит масштабная перестройка экономики и переоценка активов. Немаловажную роль играет высокая степень неопределенности относительно будущего экономического развития, снижение готовности инвесторов брать на себя финансовые риски, дефицит финансирования, а также разница в ценовых ожиданиях между продавцами и покупателями.

Кто такие покупатели и продавцы? 

Потенциальных покупателей можно условно разделить на несколько категорий: участники рынка лизинга (лизинговые компании), банки, инвестиционные фонды и не профессиональные участники рынка (поставщики, иные частные инвесторы). Их мотивы вполне понятны: такие сделки позволяют выйти на новые рыночные сегменты, сократить время для этого, расширить каналы сбыта, укрепить позиции на рынке в целом и в отдельных его частях, а также получить дополнительную информацию о поставщиках, потребителях и их потребностях. Кроме того, интересы покупателей сегодня схожи — использовать текущую ситуацию для приобретения актива с минимальными финансовыми вложениями, так размер дисконта к оценочной стоимости компании, сегодня как правило, максимальный.

Что касается потенциальных продавцов, их также можно разделить на несколько групп: 

  • Владельцы, рассматривающие лизинговую компанию как проблемный актив; 
  • Лизинговые компании, нуждающиеся в финансировании текущей операционной деятельности, для которых продажа портфеля или его части становится источником средств; 
  • Лизинговые компании, вложившие собственные средства в финансирование сделок, но не получившие банковского кредитования для их рефинансирования; 
  • Лизинговые компании, пересматривающие структуру своего портфеля и стремящиеся сбалансировать риски в соответствии с корпоративной стратегией
  • Владельцы лизинговых компаний, которые по собственным личными причинам переоценили свое видение бизнеса и хотят выйти из бизнеса.

Однако, большинство продавцов придерживаются позиции, согласно которой они не готовы продавать свой бизнес или портфель по заниженной цене, предпочитая дождаться более выгодного момента. Их ожидания относительно стоимости сделки часто завышены. Для многих актуален вопрос: «Зачем продавать сейчас и по такой цене привлекательный портфель или бизнес? Это ценный актив, который нужен самому владельцу!» Для некоторых компаний на первый план выходит задача выйти из бизнеса с минимальными потерями. 

Следует учитывать, что продажа бизнеса, даже ранее успешного, для владельца всегда связана с решением определенной проблемы. Для большинства продавцов ключевым вопросом является установление справедливой, с их точки зрения, цены. 

Кроме того, продавцы далеко не всегда открыто заявляют о намерении продать бизнес (портфель или сделку), предпочитая использовать личные контакты для поиска покупателей. Это связано с необходимостью соблюдения конфиденциальности, так как информация о продаже может вызвать беспокойство среди клиентов и сотрудников. 

Таким образом, сегодня рынок находится в ситуации, когда ожидания покупателей и продавцов относительно цены сделки, методов ее расчета и реализации существенно различаются.

Одной из ключевых причин является защита информации. Руководители прекрасно осознают, насколько высоки ставки в процессе переговоров. Участники сделки понимают, что в случае ее срыва сегодняшние партнеры могут завтра стать хорошо информированными конкурентами. 

Не менее важным фактором выступает необходимость привлечения значительных финансовых ресурсов для реализации подобных проектов. На первый взгляд, решение может заключаться в использовании банковских кредитов. Однако, если привлечение кредита для приобретения лизингового портфеля в текущих условиях еще возможно, то для покупки бизнеса это практически нереально. 

Кроме того, при приобретении лизингового портфеля возникает вопрос эффективности сделки, так как маржинальная доходность может оказаться значительно ниже заявленной продавцом из-за разницы в стоимости кредитных ресурсов. В случае же покупки бизнеса помимо его стоимости необходимо учитывать и единовременные затраты, такие как оплата услуг консультантов, посредников и проведение оценки. 

Подводя итог, можно с уверенностью утверждать, что сегодня сделки по слиянию и поглощению в лизинговой отрасли, независимо от их организации и структуры, остаются становятся распространенными. И по сути, каждая такая сделка уникальна в своем исполнении.

В чем же уникальность таких сделок? 

Одной из ключевых причин, является отсутствие каких-либо стандартов и подходов к оценке стоимости как бизнеса лизинговой компании в целом, так и лизингового портфеля в частности. 

1) Отсутствие четких методологий и сроков. 

Большинство лизинговых компаний имеют общее представление о методологии оценки и требованиях к портфелю, однако конкретные подходы, сроки рассмотрения и принятия решений остаются неопределенными. Оценка рисков по каждой сделке в портфеле значительно замедляет процесс, а сроки принятия решений зависят от объема портфеля. 

2) Быстрая утрата актуальности данных. 

Показатели лизингового портфеля теряют актуальность быстрее, чем принимаются решения, что требует постоянного обновления данных. 

3) Предпочтение «дружественным» компаниям. 

Некоторые лизинговые компании предпочитают сотрудничать с партнерами, чьи портфельные риски им понятны и с которыми уже есть опыт взаимодействия. К сторонним предложениям они относятся с осторожностью. 

Оценка лизинговой компании: основные сложности 

Оценка лизинговой компании и ее бизнеса сложнее, чем в других отраслях, из-за следующих факторов: 

1) Разнообразие подходов к учету. 

Лизинговые операции могут отражаться в финансовой отчетности по-разному, в зависимости от вида лизинга. Переход на ФСБУ 25/2018 усложняет процесс. Лизинговые компании зачастую отличаются низким объемом собственного капитала, нестабильной выручкой и прибылью, а также значительными заимствованиями, что требует детального анализа. 

2) Отсутствие стандартизированной отчетности. 

Унифицированные формы отчетности, не учитывающих специфику лизингового бизнеса, что затрудняет оценку специализации и отраслевой направленности компании. По сути, для того, чтобы разобраться в бизнесе лизинговой компании, нужна насмотренность, понимание структуры рынка, особенностей работы в каждом сегменте, и что самое главное – умение увидеть особенности учетной политик и отражения результатов хозяйственной деятельности в отчетности. 

3) Непрозрачность данных. 

Качество финансовой информации часто вызывает сомнения у партнеров, что требует предпродажной подготовки. В таких сделках важно не только то, что известно, но и то, что остается неизвестным. 

4) Оценка не финансовых активов. 

Сложности возникают при оценке «гудвила» — эффективности управления, клиентской базы, деловых связей, квалификации персонала и узнаваемости компании. Многие покупатели избегают оценки этих факторов. 

5) Прогнозирование перспектив. 

Оценка будущих перспектив бизнеса требует высокой квалификации экспертов и глубокого понимания отрасли.

6) Временный характер оценки. 

Любая оценка лизинговой компании актуальна лишь на короткий срок из-за изменчивости рынка и бизнеса. 

7) Отсутствие данных о сопоставимых сделках. 

Недостаток открытой информации о подобных сделках делает невозможным применение рыночного подхода. Каждая сделка уникальна и требует сочетания нескольких методов оценки. 

Итог 

Оценка стоимости лизинговой компании или ее портфеля — это скорее искусство, чем точная наука, требующая глубоких знаний, опыта и понимания специфики отрасли.

Приобретать бизнес или портфель? 

При выборе между покупкой бизнеса или портфеля компании-покупатели руководствуются тремя ключевыми факторами: стратегией развития, финансовыми возможностями и готовностью принимать риски. 

Для лизинговых компаний основным критерием выбора является уровень принимаемых рисков. При оценке рисков проекта по приобретению бизнеса «качество бизнеса» целевой компании определяется двумя основными аспектами:  риски лизингового портфеля и риски самой лизинговой компании.

1) Риски лизингового портфеля. 

   Здесь учитываются показатели, характерные для оценки рисков лизинговых сделок, включая: 

  • экспертизу экономической безопасности; 
  • юридический и налоговый аудит; 
  • инвентаризацию имущества, переданного в лизинг. 

   К основным требованиям покупателей к таким проектам относятся: 

  • диверсификация лизингового портфеля по лизингополучателям, отраслям и предметам лизинга, а также его соответствие стратегическим целям покупателя; 
  • исторически низкий уровень проблемной задолженности; 
  • соответствие концентрации портфеля после объединения установленным нормативам компании-покупателя; 
  • отсутствие ухудшения показателей возвратности и рисков ликвидности после объединения. 

   Однако важно учитывать, что все эти факторы требуют переоценки с учетом внешних условий. На практике зачастую основным критерием становится оценка портфеля по размеру ссудной задолженности. 

2) Риски самой лизинговой компании. 

   Этот аспект включает анализ: 

  • финансовых обязательств; 
  • практик и методологий риск-менеджмента; 
  • страховой защиты и способов обеспечения сделок; 
  • пассивов, включая кредитную историю; 
  • системы корпоративного управления, транспарентности, стратегии и взаимоотношений с государственными органами; 
  • внутренних политик и процедур; 
  • корпоративной информационной системы; 
  • юридического аудита договоров и текущих арбитражных споров; 
  • бухгалтерского учета, налоговой политики и истории проверок; 
  • сбалансированности финансовых потоков, ликвидности и эффективности деятельности. 

   Именно сложность оценки рисков самой компании часто останавливает потенциальных покупателей от приобретения бизнеса целиком. В таких случаях предпочтение отдается проектам, где покупается только лизинговый портфель. В конечном итоге выбор формы и механизмов сделки зависит от мотивов и характера приобретения. 

Еще одним важным фактором, который может как способствовать, так и препятствовать покупке бизнеса, является синергетический эффект и потенциальный рост стоимости компании. Однако такие проекты редко являются конечной целью — они скорее служат инструментом для достижения стратегических задач. Следует учитывать, что экономические выгоды, включая синергию, могут быть нивелированы снижением эффективности из-за сложностей интеграции разных корпоративных культур. 

Кроме того, причинами неудач могут стать: 

  • недооценка объема необходимых инвестиций; 
  • ошибки в финансовых расчетах; 
  • потеря носителей информации;
  • неверный выбор стратегического партнера и др.

Даже если есть возможность приобрести контроль над успешной компанией, процесс выгодного поглощения остается крайне сложным. Как показывает практика, участники рынка часто не имеют завышенных ожиданий от таких проектов или предпочитают избегать связанных с ними рисков. 

При принятии решения о подобных сделках важно учитывать, что в долгосрочной перспективе покупатель далеко не всегда может существенно повысить свою доходность.

Контакты