Как бизнесу выбрать лизинговую компанию

О том как бизнесу выбрать лизинговую компанию, какая информация будет полезна и на что обратить внимание .

2020 год внес корректировки в деятельность лизинговых компаний, меняется «расстановка сил»  в целом на рынке лизинга. И такая тенденция продолжится с введением регулирования. Эти и другие факторы должны учитываться при выборе компанией лизинговой компании, особенно для реализации для реализации капиталоемких и сложно структурированных проектов. Если компания достаточно хорошо себя чувствует в текущих экономических условиях, обладает хорошей финансовой устойчивостью, имеет реальные перспективы для развития бизнеса, «не замарала» себя наличием просроченной задолженности перед банками и лизинговыми компаниями и т.д. – она самый желанный клиент для лизингодателя.

Однако, стоит отметить, что выбор не только в пользу какой-либо лизинговой компании, но и в пользу лизинга как такого должен быть взвешенным и оправданным. Зачастую наиболее эффективно привлекать кредиты для реализации проектов.

Если же компания пришла к выводу, что использование механизма лизинга будет наиболее эффективным, то к выбору компании — лизингодателя необходимо подходить с не меньшей тщательностью и осмотрительностью. Ведь выбор производится не просто финансирующей организации, но компании-партнера на срок действия договора лизинга (в среднем на 3 года). Критериев выбора много. Например, вы решили выбрать для себя лизинговую компанию, сэкономив при этом на более низком проценте. Но дешевле не всегда означает лучше.

Выделим основные факторы, на которые необходимо обратить внимание.

1.Наличие и об объем информации о лизинговой компании в открытых источниках.

Ведь именно по наличию такой информации и ее содержанию можно сделать массу выводов, которые могут оказать существенное влияние на выбор. Безусловно, основной источник информации — это сайт компании. Это один из источников, отражающих отношение топ-менеджмента компании и ее собственников к перспективам ее развития, а также информация о продуктах и услугах, возрасте компании, с какими банками она сотрудничает, какое место в рейтингах занимает, составе менеджмента и т.д. Однако, этого не достаточно. Сегодня, в открытых источниках, даже не прибегая к специальным информационным ресурсам и услугам, можно получить массу информации: о составе собственников, размере уплаченных налогов и наличию задолженности по ним, судебных процессах, исполнительном производстве и др.

Это информация может свидетельствовать как  о том, что лизинговая компания существует на данном рынке всерьез и на долго, так и о наличии проблем в ее бизнесе.

2. Опыт работы и реализации подобных проектов и специализация компании, как по отраслевой принадлежности клиента, так и по виду имущества.

Многие лизинговые компании называют себя универсальными. Но это абсолютно не значит, что они имею опыт реализации лизинговых сделок именно с таким имуществом и такой сложности которые необходимы компании-лизингополучателю. От того, как качественно сможет лизинговая компания реализовать проект может зависеть и дальнейшая судьба бизнеса самой компании-лизингополучателя.

Например, если реализация сделки сопровождается заключением импортного контракта с поставщиком, сочетанием нескольких форм оплаты (денежная и аккредитивная), поэтапностью оплаты и покрытия аккредитива, срочностью проекта и т.д., то реализовать такой проект целесообразно с лизингодателем, имеющим достаточно большой опыт приобретения имущества по импортным контрактам.

Отдельного внимания заслуживают сделки лизинга недвижимости. Как правило, каждая такая сделка требует не только привлечения  большого объема финансовых ресурсов, но и достаточно хорошей юридической подготовки. Присутствие на рынке лизинговых компаний не просто имеющих опыт реализации таких проектов, но и успешно их осуществляющих с определенной периодичностью, очень не велико.

Считается, что универсальность лизинговой компании и степень диверсификации ее бизнеса по клиенту и виду имущества, свидетельствует о надежности  и финансовой устойчивости лизинговой компании. Но это тоже не всегда так. Скорее более существенную роль  играют подходы к оценке рисков и уровень риск менеджмента в целом по компании. Если не официально, то хотя бы просто по умолчанию в лизинговых компаниях существует определенный «черный список». В нем могут быть: нежелательные для компании виды лизинга; нежелательные для осуществления лизингового проекта виды оборудования; нежелательные отрасли, для которых необходимо поставить по схеме лизинга оборудование; и, наконец, нежелательные для партнерства регионы.

Четкая специализация лизинговой компании по финансированию определенного сегмента клиентов – очень важный фактор. Нередко лизингополучателю логично получать сервис, адекватный профессиональным запросам своей сферы рынка, то есть у специализированной лизинговой компании.

3. Информация о клиентах и партнерах.

Лизинговую сделку может сопровождать различное количество договоров и обязательств. Например, обязательным условием любого договора лизинга является страхование объекта лизинга. Изучая информацию о лизинговой компании, уже на начальном этапе можно получить информацию не только о том с какими страховыми компаниями сотрудничает лизингодатель, но и о их количестве и подходах к выбору. И это связано не только с устоявшимися партнерскими связями, но и с оценкой надежности этих партнеров.

Чем лояльнее лизинговая компания относится к выбору страховой компании из числа аккредитованных, тем больший выбор есть у потенциального лизингополучателя. То же относится и к выбору оценочной компании, в случае если объектом лизинга или залога выступает бывшее в употреблении имущество.

4. Информация об источниках финансирования лизинговых сделок

В России сложились несколько основных вида лизинговых компаний :

1. Лизинговые компании, созданные как дочерние структуры коммерческих банков (других финансовых учреждений).

2. Лизинговые компании, созданные при крупных предприятиях-производителях и продавцах промышленной продукции, автодиллерах.

3. Лизинговые компании, работающие в основном на собственных ресурсах, образовавшихся за счет процесса реинвестирования. В России их практически нет, либо очень небольшое число.

Многие компании переживают не простые для своего бизнеса времена. Если раньше можно было говорить,  что явной закономерности между стоимостью услуги и зависимостью или независимостью лизинговой компании от банка нет, то сегодня такая зависимость явно прослеживается. Чем устойчивее банк-основной партнер лизинговой компании, тем лучше себя она чувствует и тем привлекательнее ее условия.

5. Срок принятия решения по реализации лизингового проекта.

Так или иначе, лизинговые компании заявляют, или предупреждают потенциального лизингополучателя о сроках рассмотрения лизинговой сделки, сроках ее реализации. Не всегда, а точнее очень редко, заявленные сроки действительно соблюдается. В отличие от товаров, услуги лизинговой компании не могут быть упакованы и выложены на прилавок: выбор продукта, условий, на которых он будет предоставлен, и назначенная за него цена предполагают личный контакт с сотрудниками лизинговой компании. И если раньше лизинговые компании стремились именно заявить как можно меньший срок рассмотрения сделки , то сегодня соблюдение сроков рассмотрения и реализации сделки в первую очередь свидетельствует об уровне менеджмента и бизнес-процессов в компании. Соответственно, чем четче компания работает уже на стадии заключения лизинговой сделки, тем с меньшими проблемами может столкнуться лизингополучатель в дальнейшем в течение срока действия договора лизинга. Например, при возникновении страхового случая, необходимости досрочного выкупа, либо пересмотра графика лизинговых платежей.

6.Рекомендации и отзыва компаний – клиентов рассматриваемой лизинговой компании.

Данный фактор, стал играть существенную роль именно в настоящее время. Дело в том, что в 2020 году вызвал рост просроченной задолженности у лизинговых компаний. Лизинговые компании встали перед проблемой не только исполнения своих обязательств перед финансирующими банками, но и перед бюджетом по оплате и налогов. В этих условиях лизинговые компании строили взаимоотношения со своими клиентами по разному. Одни, беззаговорочно изымали имущество, не шли ни на какие переговоры, другие пытались пойти на встречу клиенту, пересматривая условия лизинговых сделок. Говорить однозначно о том, что одни вели себя правильно по отношению к клиенту, а другие нет, безусловно нельзя. В данной ситуации для потенциального лизингополучателя скорее важнее то, на сколько адекватно и профессионально вела себя лизинговая компания в таких условиях. Например, мог ли лизингополучатель найти ответственного за тот или иной вопрос сотрудника лизинговой компании, как быстро лизинговая компания реагировала на предложения клиента, на сколько ее решения были взвешенными и т.д.

7.Присутствие филиала (представительства) лизинговой компании в регионе.

Наличие филиала (представительства) лизинговой компании в регионе, по месту нахождения лизингополучателя важно с точки зрения быстроты решения вопросов на любом этапе лизинговой сделки. Кроме того, не маловажное значение имеет то, какими функциями наделен филиал, какие ему предоставлены права. Зачастую, в случае если филиал (представительство) выполняет исключительно функцию отдела продаж, возникают проблемы с коммуникациями между ним и «головными» подразделениями компаниями. В связи с этим, при заключении лизинговой сделки, потенциальному лизингополучателю необходимо поинтересоваться какими функциями  наделен филиал, с какими подразделениями  и конкретными специалистами взаимодействовать при возникновении каких-либо ситуаций и вопросов.

Кроме того, не маловажное значение имеют ответы на следующие вопросы:

  • Необходимо ли еще дополнительное обеспечение?
  • Возможна ли отсрочка платежей?
  • Возможен ли выкуп или частичный досрочный выкуп, и на каких условиях?
  • Определить оптимальный срок договора. Валюта договора. Структура графика лизинговых платежей. Т.е. готова ли лизинговая компания сделать все расчеты исходя из особенностей Вашего бизнеса?
  • Будут ли вас сопровождать в течении всего срока договора (своевременно предоставлять документы, давать разъяснения по возникающим в ходе использования объекта вопросам).
  • И еще много вопросов, на которые необходимо получить исчерпывающий ответ, прежде чем сделать окончательный выбор.

В заключение хотелось бы отметить, что макроэкономические изменения, сослужили и свою положительную роль для потенциальных лизингополучателей. Можно говорить о том, что остались на рынке и хорошо себя чувствуют только те компании, которые профессионально ведут свой бизнес и способны качественно работать со своим клиентом.

Консалтинговое агентство «Территория лизинга» поможет вам не только структурировать самый сложный проект , но минимизировать риски.

Контакты