Последствия отмены повышающего коэффициента

ПРОБЛЕМА И ПОСЛЕДСТВИЯ ОТМЕНЫ ПОВЫШАЮЩЕГО КОЭФФИЦИЕНТА ДО 3 К ИМУЩЕСТВУ, ПЕРЕДАННОМУ В ЛИЗИНГ

В исследовании рассмотрены последствия для экономики страны в целом и рынка лизинга в частности, в случае реализации мероприятий в области налоговой политики, обозначенных в Минфином РФ в рамках опубликованного документа «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2013-2014гг.»

Еще в прошлом году лизинговое сообщество было озадачено и встревожено позицией Минфина РФ в части применения коэффициента до 3 к имуществу, переданному в лизинг. И если в «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2012-2013гг.», говорилось о необходимости проведения анализа применения повышающих коэффициентов в отношении амортизируемых основных средств с целью принятия решения об их дальнейшем использовании (в частности, речь шла о целесообразности сохранения нормы о применении повышающих коэффициентов в отношении амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды), то сегодня Минфин РФ заявляет совершенно о другом.

В частности в числе основных направлений налоговой политики на 2013 год и плановый период 2013-2014гг. говориться следующее:
«…Так, в частности, учитывая принятые в последнее время меры, направленные на повышение инвестиционной активности организаций, предоставление права ускоренной амортизации в отношении любого имущества, являющегося предметом договора финансовой аренды (лизинга), нецелесообразно. Представляется обоснованным применение коэффициента ускоренной амортизации только при совершении лизинговых операций, соответствующих задачам модернизации экономики и обновления фондов производственного сектора. В целях упорядочивания данной меры налогового стимулирования предполагается разработка перечня видов основных средств, в отношении которых при предоставлении (получении) в лизинг к основной норме амортизации может применяться повышающий коэффициент…»
Таким образом, можно предполагать, что финансовое ведомство уже определилось со своими взглядами на данный вопрос и понимаем в той или иной степени пути и методы реализации своих планов.

Однако, о последствиях таких действий для существующего рынка лизинга, лизинговых компаний и компаний реального сектора экономики, стоит говорить вновь и вновь. Решая политические вопросы и вопросы пополнения бюджета, государство рискует не только потерей части рынка финансового лизинга, но и возможностью возникновения проблем в банковском секторе.

На сегодняшний момент, достаточно много обстоятельств и причин говорят о необходимости сохранения данной нормы как минимум в рамках рассматриваемого периода 2012 – 2014 гг.

За последнее десятилетие финансовый лизинг стал востребованным и эффективным инструментом обновления основных производственных фондов компаний реального сектора экономики. При этом, львиная доля сделок приходится на авиационный транспорт, железнодорожную технику, легковой и грузовой автотранспорт, строительную технику, машиностроение.

Так как заложенная в действующую редакцию Налогового Кодекса Российской Федерации норма о применении повышающего коэффициента в отношении амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды, является одним из основных элементов привлекательности финансового лизинга для компаний, его отмена может повлиять на падение спроса на лизинговые услуги. Сократятся темпы прироста, а сохранение объемов рынка финансового лизинга будет возможно за счет стратегически важных для государства сегментов.

Кроме того, необходимо обозначить ряд последствий, как для самих лизинговых компаний, так и для конечных потребителей их услуг – лизингополучателей. В частности:
Усилится процесс по изменению состава и количества реально работающих в данной отрасли игроков. Значительно сократиться число лизинговых компаний. При этом, компаниям придется искать альтернативные пути развития бизнеса. В качестве одного из таких путей может быть оперативный (операционный) лизинг. Лизинговые компании ближе к клиенту и, помимо просто финансирования, предоставляют лизингополучателям дополнительные услуги: консультирование по юридическим, бухгалтерским особенностям лизинга; регистрация транспортных средств, помощь на дорогах, страхование и т.д. В такой ситуации одним из путей развития компаний видится расширение набора дополнительных услуг и развитие оперативного лизинга.

Но сегодня эта перспектива для многих лизинговых компаний является мало вероятной по следующим причинам:
— предоставление имущества в оперативный (операционный) лизинг требует совершенно других подходов к ведению бизнеса, оценки рисков, требует наличия соответствующей инфраструктуры (стоянки, ремонтные площади, персонал и т.д.), в отличие от финансового лизинга. А компаний готовых переквалифицироваться на сегодняшний момент единицы;
— развитие данного бизнеса требует дополнительных финансовых вложений, а лизинговые компании сегодня не обладают достаточным свободным оборотным капиталам для осуществления новых инвестиций, все еще продолжают нести убытки по проблемной к взысканию задолженности.

Представляется, что в наибольшей степени в итоге пострадают малый и средний бизнес, который лишится преимущества лизинговых сделок.
Финансовый лизинг – как наиболее доступная форма привлечения внешнего финансирования для малого и среднего бизнеса станет не эффективным. Интерес к лизингу останется только со стороны тех компаний, которые будут рассматривать его не как финансовый инструмент, а как сервисную услугу, позволяющую приобретать имущество с минимальным взносом и широким набором сопутствующих услуг, либо компаний сделки финансового лизинга для которых являются лишь формой реализации поставленных задач (например, лизинг ж.д. вагонов, самолетов, международный лизинг). На основании проведенного нами опроса, компаний использующих в своей деятельности лизингового имущество, 80% из них откажутся от заключения лизинговых сделок в дальнейшем и отдадут предпочтение кредиту (в опросе участвовали малые и средние компании СЗФО).

Отмена коэффициента ускорения в отношении объектов основных средств, фактически введенных в эксплуатацию и переданных в лизинг, приведет к возникновению дополнительной налоговой нагрузки в краткосрочном периоде. Отметим, что в долгосрочном периоде дополнительной налоговой нагрузки ни по налогу на имущество, ни по налогу на прибыль не возникает.

Необходимо учитывать, что предусмотренные действующим налоговым законодательством преференции в отношении амортизируемого имущества, являющегося предметом договора финансовой аренды, в конечном итоге стимулируют обновление основных производственных фондов компаний реального сектора экономики, облегчая налоговую нагрузку. Лизинговые компании в данном случае являются лишь «проводником» представленных действующим законодательством возможностей.

Уже осуществленные правительством меры, призванные стимулировать процесс модернизации, такие как:
— возможность ускоренной амортизации основных средств с помощью «амортизационной премии» – немедленного списания на расходы до 10% (30% – для 3-7 амортизационных групп) первоначальной стоимости основных средств;
— возможность применения нелинейного (ускоренного) метода начисления амортизации, позволяющего отнести на расходы до 50% первоначальной стоимости основных средств в течение первой четверти срока их полезного использования;
— ускоренная амортизация (вплоть до немедленного списания и включения в текущие расходы) для отдельных видов оборудования, используемых в инновационной деятельности;

в лизинговых сделках практически не применяются, что свидетельствует о том, что 100% лизинговых сделок было осуществлено с учетом действующей нормы о применении повышающего коэффициента не выше 3.
Пересмотр или отмена данной нормы ни как не будет способствовать модернизации, и не принесет положительный эффект в конечном итоге в целом экономике страны. Отмена коэффициента ускорения может происходить тогда, когда ресурс данного налогового стимулирования исчерпан. Однако, фактическое состояние и средний возраст основных производственных фондов компаний и стоящие перед экономикой страны задачи говорят об обратном. Рассматривать данный вопрос преждевременно.

По нашим оценкам, размер нового бизнеса лизинговых компаний сократиться только в первый год отмены ускоренной амортизации в 1,5 – 2 раза, а в последующем в 3 и более раза. От использования финансового лизинга откажутся те компании, для которых во главе угла стояла экономическая эффективность данного финансового инструмента, и в первую очередь средний бизнес. Сократиться темп обновления основных фондов. При этом, по данным Росстата, уровень износа основных средств в российской экономике на конец 2008 года составлял 45,3%, при этом объем полностью изношенных фондов оценивался в 13,1%. Исходя из общей стоимости основных фондов (74,47 трлн. руб. по данным Росстата на конец 2008г.), немедленной замене подлежит имущество на сумму 9,7 трлн. руб.! При оценке последствий, по нашему мнению, не до оценивается влияние спроса со стороны малого бизнеса, и микробизнеса.